Share

Аполлон бельведерский

“АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ” – 224 см

Купить скульптуру в интерьер либо в сад. Возможно заказать любые габариты скульптуры и материал исполнения – Гипс, Искусственный камень, Бетон, Бронза – любой на ваш выбор.


 

Аполло́н Бельведе́рскийАнтичная статуя, изображающая древнегреческого и древнеримского бога солнечного света Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Согласно одной из версий статуя изображает солнечного бога, только что поразившего стрелой хтоническое чудовище, змея Пифона, охранявшего вход в Дельфийское святилище, после чего Аполлон занял его место и стал «Аполлоном Пифийским». Статуя хранится в Ватикане, Музей Пио-Клементино (Октогональный двор).

 

История

Оригинал скульптуры был создан из бронзы около 330 г. до н. э., вероятно, в Афинах скульптором Леохаром, о котором известно немного. В Афинах в разные годы трудились два мастера по имени Леохар. Известно также, что мастер Леохар был придворным скульптором Александра Македонского.

Бронзовая статуя Аполлона, созданная около 330 г. до н. э., во времена поздней классики, когда-то стояла на афинской Агоре. Она не сохранилась. По поводу датировки весьма приблизительной мраморной реплики мнения исследователей существенно расходятся. Большинство специалистов считают ватиканское произведение работой мастера неоаттической школы, другие — произведением римского мастера II в. н. э.. Ствол дерева, добавленный для опоры правой руки Аполлона, в оригинале отсутствовал. Он не нужен в бронзе, но необходим в хрупком мраморе. Кроме того, как показывает другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона (так называемая голова Штайнхайзера), хранящаяся в Базеле (Швейцария), в ватиканской статуе значительно усложнена причёска. Поэтому следует говорить именно о реплике, но не о копии.

Мраморная статуя высотой 2,24 м была найдена в 1489 году при раскопках виллы Нерона в Антии (в то время территория Неттуно) близ Рима (ныне Анцио). По другой версии — в области Гроттаферрата. Известны два рисунка этой статуи, сделанные с натуры одним из учеников Доменико Гирландайо (хранятся в Эскориале, Мадрид).

Статуя принадлежала Джулиано делла Ровере, ещё до того, как он стал папой Римским под именем Юлия II. Некоторое время, в годы понтификата Александра VI (1492—1503), статуя находилась в садах церкви Санти Апостоли. В 1511 году статую Аполлона перенесли в антикварий, в октогональный (восьмиугольный) двор (Сortile ottagonale), или «Дворик статуй» (Cortile delle Statue), построенный архитектором Донато Браманте) в Бельведере Ватиканского дворца, рядом со скульптурной группой «Лаокоон и его сыновья». Отсюда её название — Аполлон Бельведерский.

После установки в Бельведере статуя обрела известность в художественных кругах, и возник спрос на её повторения. Скульптор из Мантуи Пьер Якопо Алари Бонакольси, прозванный «L’Antico», сделал восковую модель, которую он отлил из бронзы, тщательно обработал и частично вызолотил. Эту реплику размножили, в том числе для коллекции герцогов Гонзага. Альбрехт Дюрер заимствовал позу Аполлона для гравюры 1504 года с изображением Адама и Евы (на оттиске в зеркальном виде). Помимо Дюрера, несколько крупных художников эпохи позднего Возрождения делали зарисовки со статуи Аполлона, среди них были Микеланджело, Баччо Бандинелли и Хендрик Гольциус. В 1530-х годах рисунок статуи награвировал Маркантонио Раймонди и это изображение стало известно по всей Европе.

Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах (в иных источниках указан 1532 года) итальянский скульптор Дж. А. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил нижнюю часть правой и полностью утраченную левую руку.

В середине XVIII века, с началом эпохи неоклассицизма, слава этого произведения ещё более возросла, во многом благодаря восторженному отзыву И. И. Винкельмана в его классическом труде «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755): «Воображение не сможет создать ничего, что превзошло бы Ватиканского Аполлона с его более чем человеческой пропорциональностью прекрасного божества: всё, что в состоянии были произвести природа, гений и искусство, — всё это здесь у нас перед глазами».

В 1797 году Наполеон Бонапарт, захвативший Италию, по условиям Толентинского мирного договора отправил статую Аполлона Бельведерского (вместе с другими шедеврами античной скульптуры, среди которых были «Бельведерский торс», «Лаокоон и его сыновья» и многие другие) в Париж, в музей Лувра. После падения Бонапарта в 1815 году скульптура вернулась в Ватикан.