Share

Апоксиомен

“АПОКСИОМЕН” купить скульптуру для интерьера 210 см.


 

Апоксиомен (скребущий себя) — тип древнегреческой статуи, изображающей фигуру атлета, очищающего себя стригилем (скребком) от смеси песка, пыли, грязи и пота после состязаний.

 

Апоксиомен Лисиппа

Наиболее известным произведением этого типа является «Апоксиомен» работы выдающегося древнегреческого скульптора второй половины IV в. до н. э. Лисиппа из Сикиона, созданный в бронзе в 330 году до н. э. Плиний Старший назвал бронзовую статую Апоксиомена главным произведением Лисиппа. В «Естественной истории» Плиния говорится, что римский полководец Марк Випсаний Агриппа установил статую Лисиппа в своих термах, которые он воздвиг в Риме около 20 года до н. э. Позднее император Тиберий так полюбил статую, что «перенёс её в свою спальню, заменив другой статуей, но римский народ настолько не мог примириться с этим, что криками в театре потребовал поставить Апоксиомена на прежнее место». Бронзовый оригинал Лисиппа не сохранился. Лучшая из позднейших реплик из пентелийского мрамора находится в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Её обнаружили в 1849 году при раскопках в римском районе Трастевере (по правому берегу Тибра).

 

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Его Стиль соответствовал духу эпохи великих македонских завоеваний IV в. до н. э. Он выражает динамику, культ силы и власти. Статуя Апоксиомена (даже с учётом возможных неточностей позднейшей реплики) характерна удлиненными пропорциями, свойственными эстетике относительно позднего периода античного искусства: необычно маленькая голова, противоречащая «канону Поликлета», слишком короткий торс, длинные ноги и сравнительно тонкие руки. Удлинённые пропорции, беспокойные силуэты и натуралистические детали — свойства эллинистического искусства. В сравнении с произведениями Лисиппа фигуры, созданные Поликлетом в период высокой классики (середина V в. до н. э.), кажутся тяжеловатыми, как и его прославленный контрапост. Однако сам скульптор, по свидетельству Павсания, утверждал, что «у него не было иных учителей, кроме природы и статуи „Дорифора“ скульптора Поликлета».

 

Для историков искусства не осталась незамеченной особенность так называемой «постановки фигуры», свойственной творчеству Лисиппа. Б. Р. Виппер писал: «Вместо больших, резко очерченных плоскостей Дорифора… Легкостью отличается постановка Апоксиомена. Его ноги расставлены очень широко, он не опирается всей тяжестью тела на одну ногу, как Дорифор, а легко балансирует, как бы покачиваясь с одной ноги на другую и, кажется, вот-вот изменит свою позу. Именно эта мимолетность, переменчивость, которую мы чувствуем в статуе Апоксиомена, это подвижное равновесие и составляет главное завоевание Лисиппа». У статуи, добавляет Виппер, «почти нет главной точки зрения», одного из основных признаков скульптуры периода классики, она свободно «движется в пространстве», и в этом смысле «Лисипп может быть назван наиболее чистым „пластиком“ из всех мастеров греческой скульптуры». Остаётся добавить, что в большинстве римских реплик, эта особенность творчества Лисиппа, была упущена, и опорная нога Апоксиомена кажется просто неправильно поставленной. Плиний отмечал, что Лисипп «обычно говорил», что в то время как другие художники «создавали людей такими, какие они есть на самом деле, он делал их такими, какими они казались».